Вспомнить нашу историю, народные традиции, пусть в своеобразной игре, всегда интересно и поучительно. Старинный обряд реконструировали в центре традиционной культуры Табасаранского района.
Обряды народов Дагестана
У каждого народа свои многовековые свадебные обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение. Есть много обрядов, сохранившихся практически в первозданном виде и бытующих в настоящее время. Среди них свадебный обряд с. Бацада Гунибского района. И сегодня, также как и десятилетия назад, на свадьбах бацадинцев актуальны обрядовые действия и ритуалы.
В старину в селах Унцукульского, Казбековского, Шамильского и других районов бытовал обряд совершеннолетия. Он был продиктован условиями тех времен, когда молодые ребята, подростки убегали из родного дома и присоединялись к отрядам, которые совершали набеги на соседнюю Грузию. Дабы удержать их до определенного возраста был и придуман этот обычай.
Действия обряда встречи весны у многих народов Дагестана имеют много общего. Как правило, праздники проходят в два дня, готовят специальные блюда: курзе из зелени, яиц, творога; пекут ритуальный хлеб, разжигают на возвышенностях множество костров. Да и само название праздника у многих народов переводится как «ночь весны» или «день весны», «пламя весны»: «Хьидин уш» - (агул.), «Интнил хьхьу» - (лак.), «ХIевла бархIи» - (дарг.), «Яран Сувар» - (лезг.), «Шэгьмевасал» - (тат.), «Эвелцан» - (табас.) и т.д.
Когда на горе Хадар, что возвышается над селом тпиг, начинает таять снег и появляются первые проталины – значит наступила весна и пора отмечать Хидин уш в пер. с агульского «ночь весны».
С древнейших времен в Дагестане сохранились народные праздники, традиции и обряды. Ежегодно жители с. Талух Чародинского района проводят зимний обрядовый праздник «Урхобай», один из любимых праздников в селе. Его проводят за месяц до наступления весны. Это своеобразный обряд проводов зимы и встречи весны. Праздник с большой радостью ждут не только талухцы, но и жители соседних сел.
Издавна в Хунзахском районе сложилось множество обрядов и обычаев, связанных со свадьбой, которые одно поколение перенимало у другого. И сегодня хунзахцы бережно относятся к своим традициям. В селе Тлайлух Хунзахского района, в доме, где жил народный поэт Дагестана Абасил Магомед Абасов, прошел свадебный обряд «Узнавание невесты». Отдавая дань уважения традициям предков, молодые Магомед и Сакинат решили соблюсти старинные обычаи. Обряд состоялся с участием творческих коллективов центров традиционной культуры народов России Хунзахского района.
Наступление весны у народов Дагестана, как и у многих народов Кавказа, ассоциировалось с наступлением нового года. Начало весны, весеннее равноденствие, весеннее солнцестояние отмечали торжественно, начиная с вечера 21 марта три дня подряд, с 21 по 23 марта.
Обрядовый праздник – «Гъабихъ» («У мельницы») существует с незапамятных времён у многих народов Дагестана. В селе Коло Хунзахского района Дагестана традиция помола кукурузы с давних пор имеет самобытный ритуал.
В последнее время в центрах традиционной культуры муниципальных образований республики наблюдается тенденция к реконструкции обрядов и обрядовых действ, некогда бытовавших в среде дагестанских народов и по разным причинам преданных забвению. Большинство из них имеет не только художественное, мифологическое измерение, но и содержит в себе огромный практический смысл и назначение.
Осень – пора сбора урожая. Сезон, когда приходит к завершению цикл земледельческих работ. Во многих селах Дагестана проходят народные обрядовые праздники, связанные с уборкой урожая.
Во все времена считалось, что соблюдение ритуалов – одно из главных составляющих дагестанской свадьбы. В настоящее время многие старинные свадебные традиции проведения утрачены, но за редким исключением обычаи бракосочетания еще можно встретить, особенно в селах.
Традиционный земледельческий праздник – обряд жатвы сохранился до наших дней. Праздник жатвы начинается с раннего утра. Сельчане с серпами и косами выходят в поле, засеянное овсом. Жнут в основном женщины. Мужчины помогают вязать снопы, раскладывают их по полю рядами. Позже снопы на арбе свезут на гумно для молотьбы.